Тревожность у младшего школьника: что это такое и как с этим бороться? Советы учителям

В современном мире сохранять стабильное эмоциональное состояние сложно даже взрослым. Что уж говорить о детях? Сейчас стремительно возрастает число детей с повышенной тревожностью.

Наиболее часто данная проблема встречается у младших школьников в связи с новым социальным статусом, увеличением нагрузок, адаптацией к новой обстановке и смене окружения.

Если данную проблему игнорировать, то в дальнейшем тревожность станет устойчивой личностной чертой. Родители и учителя играют одинаковую роль в борьбе с тревожностью.

В данной статье описаны пути решения проблемы тревожности младших школьников со стороны учителей.

Как проявляется повышенная тревожность?

Тревожность у младшего школьника: что это такое и как с этим бороться? Советы учителям

Дети с высоким уровнем тревожности отличаются от других беспокойством, нервозностью. Они постоянно ощущают бессилие, незащищенность, одиночество. Не умеют принимать решения самостоятельно.

Такие дети боятся всего нового (новых игр, новых видов деятельности) из-за страха грозящей неудачи. Думают, что они хуже других во всём, поэтому постоянно ищут одобрения, поддержки взрослых. Они очень самокритичны, предъявляют очень высокие требования к себе.

На уроках они часто сжаты и напряжены, отвечают неуверенно. Кроме того, такие дети отличатся впечатлительностью и мнительностью.

«Школьные» причины возникновения тревожности

Тревожность может возникать из-за неправильного семейного воспитания и неблагоприятных отношений с родителями, в особенности с матерью. Но случается и такое, что ребёнок становится тревожным в процессе школьного обучения.

Рассмотрим, вследствие каких ошибок учителя повышается уровень тревожности:

  • Неадекватные возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка требования.
  • Рассогласование требований (между вчерашними и сегодняшними, между требованиями разных учителей, между требованиями родителей и учителя)
  • Авторитарный стиль обучения (чрезмерная требовательность, категоричность, пренебрежение эмоциональным контактом, демонстрация своего превосходства), приказной тон обращения.
    Тревожность самого учителя. Ученики тревожны, когда их «лидер» проявляет напряженность, беспокойство.
Тревожность у младшего школьника: что это такое и как с этим бороться? Советы учителям

Как учитель может снизить тревожность ученика?

Над регуляцией уровня тревожности должны работать и в школе, и дома. Работа ведётся в двух направлениях: выработка способов поведения в ситуациях, вызывающих напряжение и повышение самооценки.

Учителю при профилактике и коррекции тревожности, следует руководствоваться следующими советами:

  • Следует чаще создавать «ситуации успеха» — давать ребёнку посильные, несложные задания, с которыми он может справиться самостоятельно.
  • Требования должны быть одинаковыми для всех, должны предъявляться четко, понятно, последовательно.
    Позиция и при наказании, и при поощрении должна аргументироваться.
  • Если ребёнок видит напряжение и печаль учителя, он, не зная её причин, испытывает чувство вины, повышается уровень тревожности. Поэтому учитель должен скрывать негативные проявления чувств, используя приёмы саморегуляции.
    Преподавателю стоит демонстрировать доброжелательность и внимание к детям, говорить тёплые слова, контактировать с детьми тактильно.

В борьбе с тревожность поможет так называемый контроль над мышлением: концентрация на позитивных утверждениях («Ты хорошо подготовился. Всё получится»), избавление от негативных утверждений.

Тревожные дети часто ищут одобрение, поэтому учитель должен высказывать детям заслуженное одобрение.

Интересная деятельность не вызовет чувство страха, поэтому нужно выстраивать уроки таким образом, чтобы детям было интересно узнавать новое, чтобы они учили материал не для того, чтобы избежать плохих отметок, а потому что это увлекательно.
Беседы на болезненные темы, включающие критику, должны проходить индивидуально.

На уроке рекомендуют применять элементарные приёмы релаксации, дыхательные упражнения, упражнения для снятия мышечного напряжения. Всё это методы понижения тревожности на физиологическом уровне.

Положительные качества высокотревожных детей перед классом

Тревожность у младшего школьника: что это такое и как с этим бороться? Советы учителям

Что касается невербальной сферы общения учителя с учениками: не желательно носить одежду тёмных тонов, наиболее предпочтительный цвет для поддержания тревожности в норме – синий. Не рекомендуется хаотично жестикулировать – это повышает напряжение.

Учителю не следует говорить резко и излишне громко, ведь чем ласковее и мягче тон – тем ниже тревожность детей.

Учитель – особо важная персона для младшего школьника. Он «зажигает сердца» своих воспитанников и несёт огромную ответственность за душу каждого ребёнка. Он прикладывает все усилия, чтобы дети были здоровы и умны.

Вот и в борьбе с тревожностью учитель должен помогать своим малышам, ведь самостоятельно они не справится. Поэтому данные советы будут полезны каждому учителю.

Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...
Добавить комментарий
Выберите лишнее изображение, чтобы отправить комментарий